1 мая 2013 года
Нуреев: Уфа — Париж
Светлана Янова
Уфа
В Уфе прошел XIX Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. По традиции на него съехались звезды первой величины из лучших театров России и мира. В качестве специального гостя был приглашен музыкальный и балетный критик,
Мы решили показать ему город, где Нуреев родился, учился и готовился шагнуть на Олимп мировой славы. Господин Игнатов с благодарностью принял наше предложение.
Мы едем по улице Октябрьской революции (бывшей Большой Казанской). Пожалуй, она из немногих уфимских улиц, сохранивших облик конца XIX — начала XX века. Нашему гостю было на что посмотреть: деревянные и каменные особняки, многие из которых находятся под охраной государства. Ему любопытно все: от завитков на деревянных наличниках до лепнины на бывшем здании
А мы приближаемся к тому месту, где начиналась Уфа — Монументу Дружбы. Журналист делает очередные кадры: дети, приехавшие из башкирской глубинки, фотографируются у этого символа единения двух народов. Пока Виктор Михайлович набирается впечатлений, мы не упускаем возможности узнать любые подробности его общения с нашим земляком:
— Первое ощущение от знакомства с Рудольфом было чарующим, — рассказывает он. — Когда перед тобой живой гений, трудно быть объективным. Уже потом я познал его деловитость, организованность, привязанности, отношение к людям, искусству. Но он до конца остался для меня тайной, которая присутствует в любом гении.
На сцене Башкирского государственного театра оперы и балета произошла первая встреча семилетнего Рудика с искусством танца: балет «Журавлиная песнь» произвел на него неизгладимое впечатление. Сегодня в выставочном зале Эрмитаж, бывшем в бытность репетиционным, открыт музей, в экспозиции которого собраны 156 артефактов из жизни и творчества короля балета.
Для господина Игнатова существование такого количества экспонатов стало открытием:
— Рудольф наверняка был бы рад, зная, что на родине по крупицам собирают все, что связано с его жизнью и творчеством. Вообще, он очень любил побродить в тишине музейных залов, впитывая в себя знания. В этом году в Ла Скала прошла юбилейная выставка, а 6 марта — в годовщину смерти — состоялся грандиозный
Мы поднимаемся на смотровую площадку у Сергиевского кладбища, откуда Уфа видна как на ладони (через 100 метров отсюда находится самая высокая в топографическом смысле точка нашей столицы). Вдали широкая гладь разлившейся Белой, мосты, еще дальше — главный символ города — памятник Салавату Юлаеву, телевизионная вышка. Под нами одноэтажные деревянные домики старой Уфы и новостройки, появившиеся совсем недавно. Мы обращаем внимание гостя на уникальность географического положения: город величественно возвышается на горе в окружении трех рек.
— Ощущение такое, что ваша столица молода, очень много новых зданий, — делится впечатлениями Виктор, — не знал, что Уфе более 400 лет. Кстати, напишите, что это самый чистый город в мире. Поверьте, в этом смысле Парижу далеко до вас.
А наш путь лежит на север. Проезжаем мимо гостиницы «Азимут» (прежде «Россия»). В 1987 году Нуреев останавливался здесь, когда ему разрешили навестить умирающую мать. Она жила неподалеку, всего в пяти минутах ходьбы.
— Рудольф был подавлен после поездки в Уфу, — вспоминает Игнатов, — чувствовались обида и скрытая боль, которые он никогда не показывал. Нурееву очень важно было признание на родине. В
Мечеть
— Рудольф был атеистом, — рассказывает он, — только однажды он обратился к Богу, когда перед ним стоял выбор: остаться на Западе или продолжить гастроли с труппой Кировского театра. Тогда он и отправился в один из самых красивых католических храмов Парижа — «Мадлен». Извиняясь за свое неверие, он просил Бога дать ему знак. И действительно, обстоятельства решающего дня сложились так, что этот знак был дан.
Возвращаемся на берег Белой, к главному памятнику столицы Салавату Юлаеву.
— Идеальное место, — говорит Виктор Михайлович. — В самой фигуре всадника чувствуется
Улица Зенцова. Здесь в квартале между улицами Чернышевского и Красина стоял дом, в котором жила семья Нуреевых. Его давно снесли. Но именно это место произвело на гостя из Парижа самое волнующее впечатление:
— Все очень реально.
До школы № 2, где учился будущий директор
Сегодня в этом здании располагается Башкирский хореографический колледж им. Нуреева.
В сопровождении директора Олии Вильдановой мы идем по гулким коридорам с высокими арками:
— Держите дистанцию, добавьте настроение, — преподаватель Руслан Мухаметов дает выпускникам последние указания.
Мы поднимаемся на второй этаж. В фойе внимание гостя привлекают портреты корифеев балета и трогательная стенгазета, выпущенная к юбилею Нуреева. Знакомимся с учениками.
— Вам необыкновенно повезло, — подводит итог гость, — ваше будущее связано с именем великого танцовщика XX века.
Недавно в Уфе появилась улица Рудольфа Нуреева. А вот памятника до сих пор нет. По мнению Виктора Игнатова, он должен занять свое место перед зданием, где постигают искусство балета его земляки:
— Почему бы не объявить конкурс на лучшее воплощение гения танца в бронзе? Я думаю, что смогу собрать средства во Франции на это благое дело.
Из воспоминаний бывшего директора башкирского хореографического училища Алика Бикчурина:
— Встретились мы в ноябре 1989 года, когда он приехал в Ленинград танцевать в балете «Сильфида». Встреча не была легкой, совсем наоборот: чувствовалась глубокая обида Рудольфа на Уфу. Но, когда я стал рассказывать о только что открытом училище, он «растаял» и «потеплел» и принялся, забыв на
Светлана ЯНОВА,
журнал «Уфа», май 2013.