8 мая 2013 года

Опасные связи

Ильсияр Рахматуллина
Московский комсомолец в Башкортостане

На минувшей неделе в столице Башкирии завершился восьмидневный балетный марафон, посвященный Рудольфу Нурееву. Традиционный фестиваль танца прошел уже в 19 раз и наверняка снова станет в республике самым ярким культурным событием года. В эти дни уфимские балетоманы увидели на одной сцене танцовщиков со всего мира и лучшие местные кадры, потому площадку фестиваля — Башкирский театр оперы и балета — всю неделю осаждали желающие приобщиться к высокому искусству. В этом году балетный форум затмил даже премьерные гастроли Театра Армена Джигарханяна, спектакли которого прошли в те же даты при полупустых залах.

Злоключения итальянцев в России

Уфимский зритель предпочел балет столичной драме, причем многие голосовали ногами, выстояв трехчасовые гала-концерты на галерке.

— Я бываю на многих фестивалях и вижу, что они проходят при полупустых залах. В Уфе же всегда аншлаги, — отметил и гендиректор Международной Федерации балетных конкурсов и арт-директор фестиваля Сергей Усанов. — Отрадно, что среди публики много молодежи, значит, искусство доходит до народа и работает для него. Если на телевидении сегодня все идет со знаком минус, то тут — с явным плюсом.

Интересно, что зритель заметно молодеет от партера к подпотолочной галерке. Перед сценой по обыкновению разместились не только деятели искусств, оценивающие действо с профессиональной точки зрения, но и чиновники различных мастей — от президента республики до министров и депутатов курултая. Для них фестиваль — лишь статусное мероприятие, на котором необходимо отметиться и засвидетельствовать свое почтение главе региона. Так, например, на президентском ряду разместились не только «профильные» чиновники — вице-премьер правительства РБ Лилия Гумерова и замминистра культуры Башкирии Шамиль Абдраков, но и главная финансистка республики Рузалия Хисматуллина. А выше расположились истинные ценители балета — молодежь и участники танцевальных коллективов города, пришедшие получить у звезд мастер-класс.

Оказалось, что Лилия Салаватовна была призвана выполнить важную миссию — поздравить Андрея Брынцева, Валерию Исаеву и Ирину Сапожникову с присвоением артистам звания заслуженных артистов Башкирии.

Зато Рустэм Хамитов, посетивший заключительный гала-концерт и один из спектаклей итальянской труппы Лилианы Кози, неожиданно предстал тонким ценителем балетного искусства. В последний день фестиваля между номерами он интересовался личностью выступающих танцовщиков и внимательно выслушивал комментарии Сергея Усанова. А вот балет «Чайковский» итальянской труппы Рустэму Закиевичу показался незаслуживающим внимания — президент вместе с первой леди покинул театр в антракте представления. Очевидно, спектакль европейской команды танцоров Хамитову порекомендовала посетить супруга Гульшат Гафуровна, которая прилежно высидела первый гастрольный день, когда итальянцы представили «Симфонию балета». Но высокопоставленный муж не проникся иностранной неоклассикой и не стал досматривать затянутое действо. Президент решил продолжить культурную программу и отправился на «Библионочь», где его однако совсем не ждали.

Итальянцы показали очень задумчивый балет

К слову, итальянцы стали главным разочарованием прошедшего фестиваля: уровень труппы не устроил не только балетных критиков, но даже большинство рядовых зрителей, которые обычно очень лояльно относятся к танцовщикам любого профессионального уровня. Возможно, в этом виновата сама публика, как бы парадоксально это ни звучало. Мы всегда ждем от иностранных гастролеров или необыкновенного модернового балета, или, как минимум, небывалого мастерства.

И для этого есть основания. Например, в 2010-м в рамках Нуреевского фестиваля выступила другая итальянская труппа Ariston Proballet Sanremo, представив авангардную постановку Ecce Homo. Правда, столичный критик Александр Максов не принял спектакль и все недоумевал, зачем в качестве видеоряда понадобились летающие сперматозоиды. Но итальянцы на современном языке танца рассказали историю зарождения жизни и, видимо, посчитали, что без такого провокационного видеопояснения не обойтись. А профессиональные ворчания г-на Максова можно было объяснить тем, что он является приверженцем классического русского балета, и все эти модерновые изыски ему чужды.

Опасные связи

Однако гастроль трехлетней давности запала в душу многим зрителям — труппа слишком завысила планку, потому в этом году артистов Лилианы Кози ожидал аншлаг. Очень высок был градус ожидания: вот, мол, приедут итальянцы и снова покажут нашим, что такое современный балет. Но на этот раз откровения не случилось: команда Лилианы Кози продемонстрировала очень средний уровень.

При этом сами артисты не разочаровали — хорошо сложенные жгучие красавцы были техничны и артистичны. И хотя Сергей Усанов убеждал, что гастроли итальянцев — это «редкая возможность увидеть работу целой труппы, а не отдельных солистов», слаженно работающей труппы Кози увидеть как раз и не удалось: каждый был хорош сам по себе. Может быть, оттого, что все солисты — яркие индивидуальности, каждый танцует свой спектакль в спектакле, не желая работать в команде. Потому и постановка не создает целостного впечатления и разваливается на глазах. Да и сама неоклассика показалась каким-то недожанром: это еще не модерн, но уже не классика — слишком минималистична, а в версии Стефанеску — еще невыразительна и слишком затянута.

Но наша публика традиционно сердобольна: кто-то винил трудный перелет, вымотавший артистов, а руководитель одного из студенческих танцевальных коллективов, подводя с воспитанниками итоги культпохода, оправдывала гастролеров тем, что неоклассику очень трудно танцевать, и ребятам непременно стоит сделать на это скидку.

— Можно любить или не любить неоклассику, но все показанное отличалось высоким уровнем профессионализма, — парировал худрук Башкирской оперы Рустэм Сабитов на правах радушного и хорошо воспитанного хозяина фестиваля. — Мы предоставили публике возможность своими глазами увидеть все многообразие жанров танца и различные балетные школы.

Будем считать, что уфимцам для разнообразия представилась возможность увидеть и артистов не самого высокого уровня, хотя организаторы и убеждали, что «одна из лучших трупп Италии демонстрирует искусство мирового уровня», а ее профессионализм «вызывает только восхищение».

— Приезды иностранных коллективов в Россию вообще очень редки, — отметил арт-директор фестиваля Сергей Усанов. — Обменные гастроли с зарубежными театрами в нынешних финансовых условиях могут себе позволить немногие театры, например, Большой. На подобные форумы в Красноярск, Сыктывкар, Казань, Саранск приглашаются только отдельные танцовщики. Уфа является приятным исключением. Практически на каждом Нуреевском фестивале свое искусство демонстрируют труппы из других стран.

И ведь действительно — худа без добра не бывает. Гастролеры сослужили хорошую службу башкирскому театру: на фоне итальянцев рейтинг наших танцовщиков заметно вырос. При сравнении стало очевидно, что наши-то артисты именуются труппой не для красного словца: отлично работают в команде и выдают крепкие постановки, с которых не возникает непреодолимого желания уйти.

А худрук фестиваля Леонора Куватова выдала свой козырь — в надежде, что журналистам его нечем будет крыть. В качестве весомого аргумента в пользу итальянской труппы она привела тот факт, что этуаль миланского Ла Скала Лилиана Кози когда-то работала на одной сцене с Рудольфом Нуреевым. А 40 лет назад она танцевала в Уфе в балетах «Лебединое озеро» и «Жизель». Потому ее очередной приезд показался очень символичным.

Вообще вызывает некоторое недоумение стремление организаторов непременно связать все фестивальные мероприятия с именем Рудольфа Нуреева. Всегда казалось, что главная миссия фестиваля — постараться продемонстрировать лучшее, что есть в балетном мире, все многообразие жанров, а не подгонять программу любыми способами под личность танцовщика, даже если форум носит его имя. Однако выяснилось, что и балет москвичей «Эдит Пиаф», который хорош сам по себе и без всяких привязок, был выбран неслучайно — все по тому же принципу. По словам Сергея Усанова, «легендарная певица является символом парижской культуры, а Рудольф Нуреев долгое время находился во Франции». Вот уж действительно счастливое совпадение, иначе не видать бы нам спектакля. Если раньше любая связь с Нуреевым порочила звание советского человека, то теперь другая крайность: эта же связь, пусть даже надуманная, стала главным критерием для фестивального отбора.

ПАВЕЛитель маленьких лебедей

В этом году открытие фестиваля прошло не очень заметно. Последние годы Нуреевский традиционно презентовал яркие премьеры, каждая из которых становилась громким событием. За два года театр обогатился балетами «Семь красавиц» и «Корсар» — по-восточному богатыми и красочными постановками с заметными работами солистов. На этот раз временем проведения фестиваля выбрали середину весны, поскольку летом, когда обычно проходил форум, театр закроется на реконструкцию. Однако традиционной премьеры уфимцам не избежать — «Спартак» будет готов к 30 мая. На уфимской сцене балет Хачатуряна-Григоровича будет поставлен впервые, и зрелище обещается масштабное.

За неимением нового спектакля организаторы решились увеличить количество гала-концертов до трех. В «Gaudeamus-гала» участие приняли воспитанники Башкирского хореографического колледжа и звезды уфимской сцены.

Программу концерта во многом определило присутствие в правительственной ложе детского омбудсмена Павла Астахова, которого сопровождали Лилия Гумерова и Амина Шафикова. Благодаря высокому гостю зрители увидели стандартный танцевальный набор для правительственных делегаций: башкирский и русский танец, два испанских отрывка для экзотики и попсовый «Танец маленьких лебедей».

Как выяснилось, концерт действительно первоначально планировался к приезду в Уфу главного детского защитника, а потом стал отправной точкой в программе фестиваля.
Однако астаховский приезд с Нуреевскимй фестивалем объединять не следовало: такой симбиоз на пользу мероприятию не пошел, потому как уровню международного форума совсем не соответствовал. За свою карьеру Павел Алексеевич перевидал столько необыкновенно талантливых танцующих и поющих детей, которых ему наверняка подсовывают в каждом городе, что все концерты слились для него в один нескончаемый праздник детского творчества. Потому нужно ориентироваться не на чиновника, который со скучающим видом просидел весь концерт, уткнувшись в свой айфон, а на преданного галерочного зрителя, который не отрываясь следит за волшебством, творящимся на сцене, и ждет чего-то нового.
Показательное выступление для детского правозащитника все же разбавили добротные дуэты Сулеймановав - МарасановРомео и Джульетта») и Сапожникова - ШайбаковКорсар»), а также Валерия Исаева и Рустам Исхаков, представившие интересную работу «На краю ночи».

Зрители увидели также два лучших номера концерта-посвящения Шамилю Терегулову, прошедшего в феврале. Артистичный Искандер Мурасов снова искрометно отжигал в роли Хулигана, а невероятно трагичная Гульсина Мавлюкасова снова угасала в образе умирающего лебедя. К слову, артистке пришлось еще раз грациозно попрощаться с лебединой жизнью — в финальном гала-концерте. Таким образом именно Гульсина создала фестивалю кольцевую композицию.

Талантливая балерина по праву удостоилась восторженных отзывов от гостей фестиваля.
— Ваши солисты заслуживают самых высоких оценок, — отметил балетный критик Виктор Игнатов. — Например, Гульсина Мавлюкасова — это чудо, волшебство, видеть ее в роли — счастье! Ее «Умирающий лебедь» — волшебный бриллиант, такого нет нигде в мире.

На десерт зрителю «Gaudeamus-гала» подали целое действие традиционного балета «Щелкунчик», без которого в театре уже давно не представляют полноценного финала.

Призрак Волочковой

На четвертый день форума стало ясно, чем действительно следовало открывать фестиваль. В спектакле «Баядерка» Людвига Минкуса блистали артисты Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Евгений Иванченко. Два года назад пара уже выступила на фестивале, станцевав в балете «Лебединое озеро». Танцовщики с аристократической грацией так полюбились уфимцам, что уже в этом году зритель целенаправленно шел на артистов Мариинки.

В образе Одетты-Одиллии Кондаурова была неотразима, в спектакле «Баядерка» она также показала высокий класс, однако по роли ей пришлось оголиться, и взору открылась неженственная фигура артистки, которая чем-то напомнила зрителю квадратную Волочкову. Все же лучше Екатерине прятать накаченный пресс под закрытыми костюмами и не разрушать женственность ее образов. В этом смысле Гульсина Мавлюкасова, игравшая соперницу Никии, — воплощение идеала балерины: женственная, очаровательная и техничная.

В балете «Баядерка» кипели индийские страсти

Кроме того, в балете «Баядерка» были задействованы лучшие силы театра. Кроме Мавлюкасовой — Марасанов, Брынцев, Сулейманова, Шайбаков и Исаева. Чем не повод громко заявить о начале фестиваля? Но, возможно, что у солистов Мариинки свой жесткий график, и выступить они могли только в этот день. Да и выслуживающиеся чиновники минкульта не могли оставить Павла Астахова без вечернего развлечения.

Следующие два дня в Башкирской опере давали спектакли «Дон Кихот» и «Жизель». В первом спектакле танцевали Дину Тамазлакару из Берлинской оперы и Маргарита Рудина из Екатеринбурга. Любимец уфимской публики Дину стал уже своеобразным талисманом фестиваля — без него не обходится уже пятый форум. А в балете «Жизель» выступили артисты Национального балета Китая Чао Шуци и Жанг Си. Уфимцы отметили мягкую и душевную манеру исполнения танцовщиков.

Второй гала-концерт открылся одноактным спектаклем «Эдит Пиаф: ни о чем не жалею…» коллектива с очень экспортным названием — Русский камерный балет «Москва». Особенно интересным показался диалог Эдит с ее сводной сестрой Симоной, по мотивам книги которой и поставлен спектакль. Сегодня выясняется, что кровного родства между ними не было, а Симона была для Эдит «сестрой» по уличной нищете. Исполнители ролей Нина Мадан и Софья Гайдукова смогли уловить нерв этих женщин, которые сохранили близкие отношения до последних дней Пиаф. Мужчины в жизни певицы — Поль, Марсель, Тео — появлялись и исчезали, а Симона всегда оставалась рядом, в том числе и в те трагические моменты, когда Эдит пыталась «лечиться» от депрессий алкоголем и наркотиками. Все эти личные драмы великой исполнительницы нашли отражение в постановке.

Интересно, что критик Виктор Игнатов назвал «Пиаф» рискованным проектом.
— Тем не менее Нина была неотразима, проникновенна, артистична, глубока в трактовке образа, — поделился гость фестиваля. — Она стала для меня открытием.

Мадам для Мадан

И хотя публика у нас благодарная, но больше тяготеет к традиционной классике, потому многие не выдерживали многозначности и хаотичности происходящего на сцене.
Возможно, противников модерна раздражает то, что у этого направления нет определенных критериев для оценки, и его трудно загнать в какие-то рамки: каждый постановщик выстраивает действо по собственным законам, потому многим происходящее на сцене кажется танцевальной вакханалией. Здесь действительно все неровно, нервно и малопредсказуемо.

Потому приходится полагаться лишь на собственные ощущения и чувства. Оценить можно разве что оригинальность современной хореографии и актерский талант исполнителей. А в «Пиаф» есть и интересные находки постановщика, и яркие работы солистов. Потому неудивительно, что дипломная работа хореографа Марины Никитиной показалась руководителям театра настолько удачной, что ее включили в репертуар. И организаторам уфимского фестиваля за «Пиаф» — отдельное спасибо.

Зрителей гала-концерта «Танцевальная палитра России», начавшегося после антракта, не меньше впечатлил номер «Давай без слез», который поставила и станцевала сама Мадан в паре с Вячеславом Пегаревым. Не менее эмоциональным получилось «Притяжение» у москвичей Софьи Гайдуковой и Павла Глухова. Если солисты камерного балета «Москва» отвечали за современный танец, то молодежь — лауреаты престижных международных конкурсов — показали себя только в классике.
Лишь Вячеслав Пегарев в качестве разве что комплимента станцевал молниеносный «Гопак» из балета «Тарас Бульба», продемонстрировав, что их труппе не чужд традиционный балет. Однако в модерне артист смотрелся убедительнее, а тот же «Гопак» ничуть не хуже исполнял наш Руслан Абулханов.

После метаний и душных ресторанных загулов Мадан-Пиаф любители классики словно вдохнули глоток свежего воздуха: концерт балетной молодежи открыло па-де-де из «Щелкунчика» в исполнении Екатерины Ханюковой из Национальной оперы Украины и Виктора Лебедева из Михайловского театра.

Пара и во втором отделении не вышла из сказочного образа, станцевав «Большое классическое па». Уфимской публике танцовщик запомнится бесстрастным принцем с волшебной техникой. На его фоне уфимец Ильнур Гайфуллин в финале па-де-де из балета «Эсмеральда» напоминал загнанного жеребца, который технически выложился по полной и никак не мог отдышаться. Сердобольные зрительницы с замиранием сердца следили за усилиями танцовщика, которые отражались на его изможденном лице, а потом принялись оправдывать его состояние тем, что артист упахивается на репетициях балета «Спартак».

Однако радует, что традиционно на фестивале зажигается звезда из башкирской труппы. Если в прошлом году триумфатором была Ирина Сапожникова, то в этом в полной мере раскрылась и засияла Валерия Исаева. Танцовщица продемонстрировала высокий уровень исполнительского мастерства, станцевав с Сергеем Бикбулатовым фрагмент из балета «Корсар», а в балете «Баядерка» техничностью затмила саму приму-балерину Гузель Сулейманову, танцуя с ней в дуэте.

Москвичи Анастасия Лименько и Александр Омельченко на общем фоне смотрелись достаточно скромно, а Нине Гольской и Александру Смольянинову из Большого не повезло с номером: танцовщики в черных костюмах смотрелись очень невыигрышно, теряясь на фоне темного задника.

Слетелись на сладкое

Второй год подряд вызывают восхищение номера заключительного гала-концерта. Вечер получился как никогда насыщенным, а обилие номеров нисколько не утомляло: каждый становился событием. Интересно, что некоторым исполнителям публика рукоплескала авансом: любимец уфимского зрителя Дину Тамазлакару выступает на фестивале уже в пятый раз. Растроганный танцовщик признается, что в Уфе его принимают теплее, чем в родном берлинском театре. К тому же, как выяснилось, Дину подсел на башкирский мед: каждый раз он вывозит несколько килограммов сладкого продукта, которого хватает аккурат на год. И теперь выступление на Нуреевском фестивале — единственная возможность пополнить запасы лакомства.
На этот раз по заявкам трудящихся Тамазлакару решил повторить своего знаменитого «Буржуа» — спустя три года после уфимской премьеры.

Зрители наградили артиста небывалой овацией. Ведь наша публика не только сердобольная, но и преданная: горячий прием знакомому артисту обеспечен уже независимо от представленного номера. Показалось даже, что зрители аплодировали не только профессиональному танцовщику, но и себе любимым: приятно, черт возьми, воображать себя знатоком балетного искусства, чувствовать, что в фестивальной теме ты не первый год, а некоторые заграничные гости форума становятся чуть ли не народными артистами Башкирии, как в случае с Тамазлакару. Дину впору вручать это звание за выслугу фестивальных лет.

«Русский журналист» Виктор Игнатов, как обозначено в богато оформленном буклете фестиваля, не скупился на похвалы и назвал уфимскую публику очень чуткой и внимательной, какой «нет даже в Париже». Апофеозом комплиментарной тирады стало провозглашение Уфы ни много ни мало «балетным центром мирового уровня».

Между тем концерт подарил уфимцам еще одного любимчика — бразильца Уильяма Педро, танцующего в Швейцарии. Многие любители балета успели познакомиться с ним на гастрольном проекте «Виртуозы мирового балета», прошедшем в ноябре прошлого года. Вот на него-то точно можно смотреть бесконечно: смуглокожий и нереально техничный танцовщик поражает своей звериной грацией. Особенно это было заметно в номере «Дикарь из Амазонии», который он сам и поставил. Совершенно очарователен и артистичен Уильям был и в «Шалости» Бежара.

Организаторы порадовали преданных фестивальных зрителей и встречей с другими старыми знакомыми. В прошлом году украинцы Наталья Мацак и Денис Недак триумфально исполнили «Красную Жизель», потом в ноябре повторили успех в антрепризном проекте «Виртуозов», а в этот раз танцевали «Лебединое озеро» и Гершвина в хореографии Баланчина.

Два года назад солист Одесской оперы Койя Окава выступал за «молодежную сборную», а в этот раз сменил партнершу и танцевал уже со «взрослыми», но все то же «Пламя Парижа». Истинный драматический талант продемонстрировали Ольга Коношенко и Геннадий Жуковский из литовского театра, а также Чао Шуци и Жанг Си. Артисты из Национального балета Китая показали потрясающую работу «Жили-были» о непростых семейных отношениях.

Ну, а на десерт — вы, наверное, уже догадались — публику снова залили сиропом балета «Щелкунчик». На этот раз в узнаваемых позах застывали не Сулейманова с Марасановым, а свежезаслуженные артисты Брынцев и Исаева.

Одному из самых воздушных и миниатюрных танцовщиков башкирской труппы нужно парить, что у него получается блестяще, а не переставлять с места на место партнершу, которой тоже доступны технически сложные партии. Но традиция — сильная вещь: уфимский зритель закапризничает и, вернувшись домой, будет лишен сна, если его не убаюкать сказочным спектаклем «Щелкунчик».

Но, безусловно, мы любим Нуреевский в любых его проявлениях. Неудачи, как, например, с итальянской труппой, лишь подчеркивают, что фестиваль, несмотря на свою почти 20-летнюю богатую историю, не закостенел — он меняется, развивается и находится в поиске новых форм. И при нынешнем финансировании культуры по остаточному принципу остается только догадываться, каких трудов стоит организаторам из года в год привозить в Уфу звездные имена и поддерживать достойный уровень фестиваля. Непонятно только одно: как искушенная уфимская публика, избалованная подобными грандиозными зрелищами, способна будет выдюжить двухлетний перерыв, ведь в связи с реконструкцией театра следующий Нуреевский форум состоится лишь в 2015 году.

Ильсияр РАХМАТУЛЛИНА,
газета «МК» в Башкортостане, 8 — 15 мая 2013