23 апреля 2013 года

XIX Нуреевский фестиваль в Башкирии: в области балета мы вновь впереди планеты всей

Светлана Истомина
Аргументы и факты

Уровень башкирской труппы и фестиваля в целом возрос. Это отметили участники итоговой пресс-конференции, которая прошла сегодня в Башкирском театре оперы и балета.

Специальный гость музыкальный и балетный критик Виктор Игнатов сказал, что проведение подобных масштабных фестов — явление сегодня почти уникальное: если Европа сдает свои позиции, то в России традиция проведения балетных форумов пока поддерживается.

— Уфа — балетный центр мирового уровня, — сказал он. — Для меня открытием стала сама труппа, обширный репертуар театра. Поразила и публика — чуткая, искушённая. Удивило, как она воспринимает происходящее на сцене. Ваши солисты заслуживают самых высоких оценок. Например, Гульсина Мавлюкасова — это чудо, волшебство, видеть её в роли — счастье!

Выступления гостей, обильно приправленные комплиментами и реверансами, не отличались особой фантазией: о профессионализме труппы, высоком уровне организации мероприятия, многообразии танцевальных школ и направлений, тёплом приеме публики восторженно говорили арт-директор фестиваля генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов, импресарио из Италии Гвидо Риччи, солист берлинской оперы Дину Тамазлакару. Фаворит уфимской публики участвует уже в пятом Нуреевском фестивале, и в Уфе, по его словам, его встречает почти домашний приём. По словам С. Усанова, радушную обстановку уфимского театра отметила и руководитель балетной труппы из Италии Лилиана Кози, воспитанники которой выступали на сцене два вечера подряд. Арт-директор фестиваля тоже не удержался от признания, что ему не хочется покидать Уфу.

— Оставайтесь до следующего фестиваля, — предложил гостю художественный руководитель Башкирского театра оперы и балета Рустэм Сабитов.

Рустэм Нариманович подытожил: несмотря на скромное финансирование (из года в год оно практически не растёт) удается поддерживать высокий уровень фестиваля и разнообразить состав участников. Как и в прежние годы, все спектакли прошли при аншлагах.

Комплиментарный настрой пресс-конференции несколько нарушился вопросом о профессиональном уровне исполнителей, чьё выступление вызвало, мягко говоря, недоумение как некоторых специалистов, так и рядовых зрителей, заставив их вспомнить, что Италия — родина оперы, но не балета. Однако участники деликатно избежали ответа на «криминальный» (как обозначил его Р. Сабитов) вопрос, заверив журналистов, что труппа с Аппенин, которую Россия открыла именно благодаря уфимскому фестивалю, демонстрирует искусство мирового уровня, и её профессионализм вызывает только восхищение. По словам худрука фестиваля преподавателя классического танца колледжа Леоноры Куватовой, руководитель труппы в своё время работала на одной сцене с Рудольфом Нуреевым, о чём вдохновенно поведала на уроке воспоминаний учащимся Башкирского хореографического колледжа. Предположение журналиста, что решающим аргументом для приглашения в Уфу стала именно причастность к имени Р. Нуреева, а не должный уровень профессионального мастерства, организаторам пришлось не по душе.

Отметим, что юбилейный, ХХ фестиваль балетного искусства им. Р. Нуреева пройдет не в следующем, а в 2015 году. Менее чем через два месяца Башкирский театр оперы и балета закрывается на реконструкцию, которую власти обещают завершить к декабрю 2015 года.

Светлана ИСТОМИНА,
газета «Аргументы и Факты» от 23 апреля 2013