1 мая 2013 года

Каждый вечер — аншлаги

Лилия Латыпова
Музыкальный журнал

Девятнадцатый раз в Уфе, на родине Рудольфа Нуреева, великого танцовщика XX века, прошел ежегодный международный фестиваль артистов балета его имени. Начиная с 1993 года, когда стартовал Нуреевский, и до нынешнего юбилейного (Нурееву — 75!) проведения почетным Президентом фестиваля остается корифей современной хореографии Юрий Григорович.

Рождение фестиваля сопровождалось премьерой его «Тщетной предосторожности», прошлогодняя балетная феерия ознаменовалась балетом «Корсар» в постановке легендарного мастера, а в этом году Григорович вот-вот выпустит на уфимскую сцену своего знаменитого балета «Спартак»… Но, невзирая на юбилейную дату и вопреки сложившейся традиции, именно XIX фестиваль прошел без балетной премьеры. Что помешало совместить два грандиозных балетных события на финишной кульминации сезона, теперь уже не столь важно. С премьерой или без, фестиваль, давно ставший брендом и точкой притяжения балетного мира, благоговеющего перед именем Рудольфа Нуреева, состоялся, подарив своим «болельщикам» обильную пищу для разговоров и размышлений.

О том, что фестиваль — явление столь же неминуемое в ближайшие годы, как и в предыдущие, говорит его абсолютная посещаемость. Практически ни один из нуреевских вечеров не обошелся без аншлага, а заключительный Гала-концерт и теперь, как и прежде, стал чемпионом сезона по градусу зрительских вожделений. Открытие и Закрытие с участием признанных мастеров — оптимальное использование этой формы в пределах балетного праздника. Но в этот раз концертов было три. Первый, Gaudeamus-гала, представлял, по сути, годовой «отчетник» БХУ им. Нуреева, куда были включены номера солистов театра. Другой, состоявшийся на 4-й день фестиваля, выглядел ярмаркой «надежд» российского балета — лауреатов различных конкурсов, танцующих на лучших сценах России. «Выставка» классических па-де-де в двух грандиозных отделениях следовала за одноактной «Эдит Пиаф» Русского камерного балета «Москва». Три полнометражных акта- суровое испытание и для артистов, и для зрителей с их готовностью послушно внимать и аплодировать четыре с лишним часа подряд…

Согласно устоявшейся модели фестиваля, программа его включала, кроме концертов, репертуарные спектакли театра с гостями- солистами и одноактные представления приезжих коллективов. Разговор о гастролирующих труппах Нуреевского фестиваля в его исторической перспективе заслуживает отдельного очерка. Как складывались отношения каирского оперного театра с уфимским, как египтяне станцевали в Уфе балетный хит — зажигательного «Грека Зорбу» на музыку М.Теодоракиса, как методом проб и ошибок сюда приглашались небольшие итальянские труппы модерн-дансинга и, наконец, как Уфа могла увидеть целые спектакли Дж. Баланчина и Дж. Роббинса благодаря визиту труппы пермского балета….

На этот раз афиши обещали нечто классическое из Реджо-Эмилии (Италия), продукт совместных усилий хореографа румынского происхождения Маринеля Стефанеску и итальянской балерины Лилианы Кози. Оба в 70-е годы танцевали с Рудольфом Нуреевым, а Кози cорок лет назад блистала на российских сценах, в том числе на уфимской. Эти знаковые обстоятельства, по всей видимости, и решили вопрос об их присутствии на фестивале. Выходит, мы вступили в ту историческую фазу хранения «памяти о Нурееве», когда любая причастность к творчеству «бога танца» говорит в пользу кандидата на приглашение куда больше, чем его искусство… Сколько бы ни расточали сладких речей на пресс-конференции официальные гости и дирекция форума в лице Леоноры Куватовой и Сергея Усанова, исполнительский уровень «Классического балета Лилианы Кози», позиционирующего себя как наследника неоклассики в духе Баланчина, разочаровал почти так же, как и прежде являвшиеся в Уфу итальянские труппы. Из нескольких камерных постановок Стефанеску более или менее убедительно выглядела лишь композиция «Патетико» на музыку 1й части 6-й симфонии П.Чайковского, где действие разыгрывалось между Любовью, Смертью и Судьбой, что, в отличие от прочих опытов с музыкой (П.Чайковского, С.Рахманинова, Ф.Листа, И.Брамса) хотя бы не сводилось к ее банальному упрощению и не противоречило так явно ее содержанию.

Зато «Эдит Пиаф: Ни о чём не жалею» стал едва ли не центральным событием фестиваля. Тот образ contemporary dance, который существует в виде эпатирующих и малопонятных массовому зрителю экспериментов, соединился с мемуарной литературой, книгой Симоны Берто — сводной сестры певицы, превратившись в историю, рассказанную в танце молодым балетмейстером Мариной Никитиной и названную строкой из песни. Историю, начисто отвергающую всякий балетный гламур, полную печальной иронии и той пронзительной реалистичности, которая так свойственна песням и голосу Пиаф. Исполнительница роли Эдит — Нина Мадан- в экспрессивном ансамбле с четырьмя партнёрами сыграла незаурядную личность, сгорающую в пламени своих песен и страстей. В другом отделении Нина Мадан в дуэте с В. Пегаревым танцевала собственный номер «Давай без слез», и снова подкупала искренностью пластической «речи» по контрасту с этюдно-помпезными гранд- па.

Вопреки опасениям служителей театра, танец, многообразие которого вмещается в определение «модерн-постмодерн», оказался вовсе не чужд глазу, уму и настроениям уфимского зрителя. Целый ряд номеров заключительного Гала-концерта завораживал и интриговал. Обольстительный дуэт Анны и Вронского в исполнении артистов театра Бориса Эйфмана Нины Змиевец и Олега Габышева вызвал острое желание увидеть весь балет «Анна Каренина», поставленный знаменитым хореографом на музыку Чайковского и явился, пожалуй, наиболее художественным образцом проникновения танца в самую суть музыки из всего «современного блока» нынешнего фестиваля. Они же совсем в другом амплуа танцевали эксцентричный, ни на что не похожий номер «Лень» в хореографии Габышева.

Швейцарский бразилец Уильям Педро — ещё один живой праздник XIX Нуреевского. Этот темнокожий «дебютант» фестиваля, невероятно жизнерадостный, искромётный артист, костюм которого выглядел как роспись искусного татуировщика, попал в унисон с фотоснимком Нуреева в роли Фавна на одном из разворотов роскошного буклета. Два номера «Дона Педро», как тут же окрестили танцовщика очарованные зрители — «Дикарь из Амазонии» в его собственной постановке и «Шалость» М.Бежара на музыку И.Штрауса, представили пластический театр одного актера — звериную грацию, меткие, как выстрел, движения, озорство и скульптурную выразительность каждой мышцы тела.

Однако, пора отдать дань и традиционной, центральной составляющей Нуреевского форума — классическому танцу. «Баядерка», «Дон Кихот» и «Жизель». Беспроигрышный фестивальный «комплект», где есть всё, что манит зрителя — восточная нега, испанский блеск и романтические облака «белого» балета.

«Баядерка» — первый уфимский спектакль в фестивальном ряду — в сопоставлении с итальянской «неоклассикой» выглядел мастером на фоне дилетанта. Гордясь и радуясь, уфимцы осознали, наконец, свой город частью великой балетной державы. Да и как не гордиться, если страшное слово «кризис» витает даже над театром Ла Скала, а у нас — глядите-ка: и костюмы дивные, и кордебалет ровный и стройный, и солисты что надо! У республиканских властей балет в фаворе: сам президент Рустэм Хамитов охотно посещает спектакли, а звания и регалии служителям Терпсихоры раздаются скоро и щедро. Вот и теперь, прямо на одном из фестивальных вечеров, в «Заслуженные артисты» были посвящены молодые солисты Валерия Исаева, Ирина Спожникова и Андрей Брынцев.

Известная уфимская прима Гульсина Мавлюкасова, находившаяся до сих пор в декретном отпуске, вернулась на сцену даже в лучшем качестве, чем прежде. Артистизм балерины ещё расширил свои границы. Ее «Умирающий лебедь» Сен-Санса, исполненный на Открытии, был повторен в заключительном Гала, настолько она была пленительна в этой поэзии угасания. Ее Гамзатти в «Баядерке» оказалась во всех смыслах достойной соперницей Никии — Екатерины Кондауровой — солистки Мариинского театра, сильной, величавой грации с «поющим» телом, полюбившейся Уфе на прошлогоднем фестивале, где она в паре с Е.Иванченко танцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере».

Г. Мавлюкасова, И.Сапожникова, В.Исаева, Г. Сулейманова, А.Брынцев, И.Гайфуллин, — их не стыдно показать гостям-коучерам с любой точки планеты. Между тем, гости-солисты — самое желанное лакомство для балетных гурманов. Публике нравится оценивать новых и встречать тех, кто уже в прежние годы завоевал ее симпатии.

Дину Тамазлакару, солист Берлинской государственной оперы, уже в пятый раз приезжает в Уфу и не впервые танцует свой коронный номер — «Буржуа». Французская песня, обаятельный облик современного жиголо, с изящной непринужденностью, улыбкой и даже сигаретой в руке взлетающего в воздух в высоких прыжках и вращениях, — это Дину, единственный, кого молодежь с галерки неистовыми криками «браво» умудрилась заставить выйти на поклон. Для партии Базиля в Дон-Кихоте более удачного претендента, чем этот черноглазый красавчик с полетными прыжками, трудно представить. Украинская пара Наталья Мацак - Денис Недак, сразившая уфимцев наповал фрагментом из балета «Красная Жизель» Б.Эйфмана на XVIII-м Нуреевском, теперь танцевала Дж. Баланчина. Это был номер «The man I love» с музыкой из «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина, любовный дуэт в исполнении самой красивой пары фестиваля на фоне урбанистического пейзажа с изображением Бруклинского моста в вечерних огнях.

Открытие XIX балетного марафона — китайская пара Чао Шуци и Жанг Си. Сочетание сильфидной воздушности, нежности и крепкой техники, воли и добротной выучки покорило в балете «Жизель», а в заключительном Гала китайцы закрепили свой успех психологически верным и увлекательным современным танцем в хореографии Фейбо «Жили-были». Японцы из Одессы Мидори Тэрада и Койя Окава, литовцы Ольга Коношенко и Геннадий Жуковский, солисты из Большого, Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловского….

Лучшие российские театры, Украина, Прибалтика, Германия, Китай, Италия… Как часто, даже в амбициозной Европе, вывеска «международный» скрывает средне-региональный масштаб и уровень конкурсов и фестивалей. Но про Нуреевский праздник такого не скажешь: если и случается в культурной Уфе что-нибудь реально «международное», то это он, балетный фестиваль. И нам, его ревнителям и поклонникам, остается лишь надеяться, что предстоящая реконструкция театра, которая начнется нынешним летом, не отнимет у нас надолго этой великой радости.

Лилия ЛАТЫПОВА,
«Музыкальный журнал», май/июнь 2013.