16 декабря 2010 года

И концерт европейского уровня

Алла Докучаева
Республика Башкортостан

Великолепным гала-концертом завершился XIII Международный фестиваль оперного искусства — традиционное посвящение великому Шаляпину.

Нынешний музыкальный праздник украшали по-настоящему звездные гости, которые своим участием поднимали тонус спектаклей Башкирского государственного театра оперы и балета, давно отыгравших свои премьеры, но в эти торжественные дни словно вдохнувших глоток свежего воздуха.

После новой версии оперы Бородина «Князь Игорь», показанной в первые два вечера фестиваля, публика рукоплескала Иоланте — Ирине Крикуновой (Беларусь) и наслаждалась оперой Рахманинова «Алеко», где в главной партии легендарный Сергей Лейферкус демонстрировал высший класс мастерства и где у него были достойные партнеры — Татьяна Мамедова (Земфира) и Геннадий Родионов (Старый цыган). Вслед за оперой «Фауст» Гуно, в котором Мефистофеля зажигательно исполнил Аскар Абдразаков, уфимские меломаны встретились в «Риголетто» Верди со своей землячкой, ныне украшающей сценические площадки Казахстана, Альфией Каримовой и Анджеем Белецким из «Новой оперы» (Москва).

Наиболее цельным показался предпоследний вечер фестиваля, когда давали оперу «Аида» Верди. Удачная постановка 2003 года в режиссуре Абдела Монейма Кэмела (Египет) сохранила свои лучшие качества. Как всегда, прекрасно звучал хор (хормейстер-постановщик Эльвира Гайфуллина). Завораживал голос Анны Маркаровой, солистки Мариинского театра; с коллегой Августом Амоновым — Радамесом они составили страстный и нежный дуэт, а вокруг этих центральных персонажей сформировался отличный ансамбль — Лариса Ахметова (Амнерис), Геннадий Родионов (Рамфис), Ямиль Абдульманов (Амонасро). Оркестр нашего театра, как показали Шаляпинские вечера, может быть не только громким, порой заглушающим солистов, но и тонко передающим музыкальную основу оперы, как это случилось в опере «Князь Игорь», когда за пультом стоял маэстро Александр Анисимов. К счастью, так произошло и в опере «Аида», когда дирижировал Артем Макаров.

Апофеозом фестиваля «Шаляпинские вечера в Уфе» стал грандиозный концерт европейского уровня. Каждый номер вызывал бурные овации зала: будь то дуэт Церлины и Дон Жуана, исполненный Еленой Абдразаковой и Сергеем Лейферкусом, или монолог Яго из оперы «Отелло», спетый и сыгранный тем же Лейферкусом, будь то ария князя Игоря, которую Раиль Кучуков буквально прожил за эти минуты на сцене, или эмоциональная ария Маргариты Ирины Крикуновой. Лукавой Розиной из оперы «Севильский цирюльник» предстала Альфия Каримова, трагичным Канио из оперы «Паяцы» был Август Амонов, торжествующим эскамильо из оперы «Кармен» — Анджей Белецкий. Гостей поддержали удачными выступлениями Геннадий Родионов, Ильгам Валиев, Салават Аскаров. Мощным завершением фестиваля стало участие в гала-концерте братьев Абдразаковых. Каждый из них показал своего Мефистофеля: Ильдар — из оперы «Фауст», Аскар — из оперы «Мефистофель» Бойто. Ильдар спел каватину Алеко с тончайшими голосовыми нюансами. А потом оба блистательно исполнили арию Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник» Россини, после чего на сцену вышли все исполнители и дирижеры — Фарит Идрисов, Герман Ким, Раушан Якупов, Артем Макаров, Александр Анисимов. Министр культуры РБ Аскар Абдразаков поблагодарил гостей, участников, а также зрителей за активный интерес к фестивалю, пообещав, что следующий будет не менее представительным и успешным.

Алла Докучаева,
газета «Республика Башкортостан» от 16 декабря 2010 года.