9 декабря 2010 года

Министр культуры Башкортостана открыл фестиваль арией

Олеся Серёгина
БАШвестъ

Министр культуры РБ, всемирно известный оперный певец Аскар Абдразаков накануне открыл в башкирской столице XIII Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе». На сцену Башкирского государственного театр оперы и балета глава республиканского ведомства вышел не в костюме и галстуке, а в одеждах половецкого хана. В этот вечер Аскар Абдразаков не говорил торжественные речи, а исполнял партию Кончака в опере Александра Бородина «Князь Игорь».

-То, что Аскар Абдразаков выступит в этом спектакле, стало известно буквально за день до премьеры. Он принял это решение, и мы с большой радостью поддержали его идею, — говорит генеральный директор БГТОиБ Владимир Рихтер.

Публика увидела Аскара Абдразакова только в третьем действии и встретила бурными аплодисментами. В этот вечер его партнерами по спектаклю стали артисты оперного театра Раиль Кучуков (князь Игорь), Татьяна Мамедова (Ярославна), Ильгам Валиев (Владимир Игоревич), Катерина Гильмутдинова (дочь хана Кончака), Ильгиз Хакимов (Овлур), Олег Кильмухаметов (Скула), Салих Сулейманов (Ерошка), а также солист Пермского государственного театра оперы и балета Владимир Тайсаев (князь Галицкий).

Накануне в БГТОиБ прошла премьера четвертой для этого театра постановки «Князь Игорь». На уфимской сцене эта опера ставилась трижды — в 1951, 1966 и 1989 годах. Последняя редакция продержалась около 20 лет. И во все времена опера была любима зрителями. Символично, что в этом году исполнилось 120 лет со времени первого представления оперы «Князь Игорь» — 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре и 825 лет со времени написания «Слова о полку Игореве» (1185). Этот самый известный памятник древнерусской литературы, рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев, послужил источником для либретто. Опера «Князь Игорь» писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, опера осталась неоконченной. По записям Александра Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков.

В классическом варианте опера «Князь Игорь» представляет собой произведение в четырех действиях с прологом. Новая уфимская постановка отличается тем, что, хотя и имеет на одно действие меньше, в спектакль вошли фрагменты половецкого акта со знаменитой сценой «Половецкие пляски» в оригинальной хореографии Михаила Фокина. Обычно в постановках третий акт — половецкий — опускается.

Творческая команда оперы «Князь Игорь» собралась из известных, авторитетных имен в мире современного музыкального и театрального Олимпа. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Александр Анисимов (Республика Беларусь), режиссер — Георгий Исаакян (Москва), художник — Эрнст Гейдебрехт (Германия), хормейстер — Эльвира Гайфуллина, балетмейстер — Ринат Абушахманов.

В качестве приглашенного дирижера Александр Анисимов работал со многими театрами мира — от Америки до Японии, от Ирландии до Испании. Не забывал и Россию: Мариинский, Большой и другие театры. В одном из своих интервью знаменитый музыкант и дирижер Александр Анисимов сказал:

— Партитура оперы «Князь Игорь» занимает особое место в моем сердце. Во-первых, это одна из моих любимых опер, во-вторых, с нее началось мое знакомство с Уфой и плодотворное сотрудничество с Башкирским оперным театром. В-третьих, теперешняя премьера — осуществление моей давнишней мечты — донести свои идеи в содружестве с такими мастерами, как Георгий Исаакян и Эрнст Гейдебрехт.

Как отметил в беседе с республиканскими СМИ режиссер Георгий Исаакян, опера «Князь Игорь» для многих постановщиков является крепким орешком, который, в том числе и он, раз за разом пытается раскрыть. Уфимская постановка — его четвертое обращение к этой опере, где вкупе с соавторами спектакля он предлагает новое решение постановки.

— Наш спектакль — своеобразная попытка без «осовременивания» сделать классическую оперу ближе к сегодняшнему зрителю. Мы создали новую последовательность картин, позволяющую сделать спектакль более динамичным. В частности, мы используем кинематографический прием быстрой смены места действия. Мы получили возможность сообщить драматургии оперы некий сквозной характер. В визуальном облике спектакля мы сохраняем уважение к традиции. Но при этом нужно понимать — у современных художников всегда будет современное видение. Мы не можем поставить оперу Бородина такой, какой она была сто лет назад. Для этого и внешние факторы — культурные, общественные, исторические реалии — должны быть столетней давности. Поэтому ищем выход в культурологической игре с традициями древней русской иконописи, народного лубка и русского авангарда.

Уфимская постановка оперы «Князь Игорь» поражает своей массовостью — в спектакле задействованы хор и балетная труппа, а также колоритом декораций и костюмов. Как отметил режиссер Георгий Исаакян, костюмы Гейдебрехта можно выставлять как отдельное шоу. Они представляют собой некий ребус, в котором зашифрованы культурные коды. А декорации являются образцами реалистической живописи.

Стройное, гармоничное взаимодействие артистов рождает на сцене великолепное зрелище — фантастическое как по красоте и звуку, так и по эмоциональному заряду. Горячо публика приняла арию князя Игоря «О дайте, дайте, мне свободу» в исполнении Раиля Кучукова и знаменитую арию Кончака «Здоров ли, князь?» от Аскара Абдразакова, финальный дуэт князя Игоря и Ярославны, другие сольные партии.

— Для меня эта премьера очень волнующа. Я впервые буду выступать на сцене Башкирского оперного театра в роли, в которой Федор Шаляпин очень часто выступал, — князя Галицкого, — сказал перед началом спектакля солист Пермского государственного театра оперы и балета Владимир Тайсаев.

Гости фестиваля отметили, что с именем Шаляпина в их жизни много что связано и они с большой радостью принимают участие в XIII Международном фестивале оперного искусства в Уфе.

Проект «Шаляпинские вечера в Уфе» возник в 1991 году как дань памяти великому русскому певцу Федору Шаляпину, дебют которого состоялся столетие назад на уфимской сцене. В этом году фестиваль оперного искусства проходит в башкирской столице с 8 по 14 декабря. Программа форума отличается ярким репертуаром и количеством приглашенных «звезд» мировой оперы. Руководство оперного театра не скрывает, что сделать фестиваль таким насыщенным и интересным удалось во многом благодаря Аскару Абдразакову.

Что же ожидает публику в дни фестиваля? Сегодня вечером на сцене БГТОиБ снова опера «Князь Игорь». 10 декабря — вечер одноактных опер с участием приглашенных солистов. В опере «Иоланта» Чайковского выступит дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска» Ирина Крикунова (Республика Беларусь). Партию Алеко в одноименной опере Рахманинова исполнит народный артист РСФСР Сергей Лейферкус (Мариинский театр, Санкт-Петербург).

11 декабря в опере «Фауст» Гуно зрителей вновь ждет встреча с неоднократным участником фестиваля «Шаляпинские вечера» народным артистом Башкортостана Аскаром Абдразаковым. В спектакле он исполнит партию Мефистофеля.

Два следующих вечера отданы шедеврам великого Верди — операм «Риголетто» (12 декабря) и «Аида» (13 декабря). Образ придворного шута воплотит солист московского театра «Новая опера имени Колобова» Анджей Белецкий. В партии Аиды выступит певица из Америки, обладательница Гран-при конкурса вокалистов в Монте-Карло Адина Аарон. Солист Мариинского театра Август Амонов исполнит роль Радамеса.

Торжественное закрытие фестиваля состоится 14 декабря. В этот день пройдет гала-концерт с участием гостей и ведущих солистов БГТОиБ. Среди приглашенных — «звезда» мировой сцены, солист Мариинского театра, начинавший свой путь на сцене Башкирского оперного театра Ильдар Абдразаков.

В фестивальных спектаклях участвуют солисты оперы, хор, балетная труппа и симфонический оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета. Музыкальный руководитель фестиваля — Герман Ким.

В рамках XIII Международного фестиваля оперного искусства в «Театральном Эрмитаже» БГТОиБ открылись две выставки. Экспозиции посвящены 120-летию со дня дебюта Федора Шаляпина на уфимской сцене. Фотовыставка «Уфа помнит Шаляпина» отражает деятельность Уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра по увековечению памяти нашего великого соотечественника. Выставка «Шаляпин. Музыка. Театр» представляет детские рисунки. Экспозиции организованы Уфимским отделением Межрегионального Шаляпинского центра.

Олеся Серёгина,
интернет-газета «БАШвестъ» от 9 декабря 2010 года