10 декабря 2010 года

Музыкальное слово о полку Игореве

Алла Докучаева
Республика Башкортостан

В Башкирском государственном театра оперы и балета премьерой опера А.Бородина «Князь Игорь» открылся XII Международный фестиваль «Шаляпинские вечера в Уфе».

Для журналистов перед началом спектакля прошла пресс-конференция, ему посвященная. Желающих встретиться с постановочной группой было необычно много, и это объяснимо, потому что состав постановщиков по-настоящему звездный: трое, кроме того, что имеют самые высокие звания деятелей искусств, еще и лауреаты Национальной театральной премии «Золотая Маска» — это музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Александр Анисимов (Республика Беларусь), режиссер Георгий Исаакян (Москва), художник Эрнст Гейдебрехт (Германия). Кроме них, перед собравшимися выступили хормейстер-постановщик Эльвира Гайфуллина, балетмейстер Ринат Абушахманов и гости фестиваля певцы Ирина Крикунова и Владимир Тайсаев.

Почти все вопросы касались премьеры, но один из тех, что были посвящены фестивалю в целом, хочется озвучить: как удалось привлечь таких известных мастеров искусств для участия в Шаляпинских вечерах? Достаточно сказать о вышеперечисленных постановщиках и солистах, добавив к ним братьев Абдразаковых — Аскара и Ильдара, известнейшего Сергея Лейферкуса, баритона из «Новой оперы» Анжея Белецкого, солиста Мариинского театра Августа Амонова, певицу из США Адину Аарон. Ответ генерального директора БГТОиБ Владимира Рихтера был однозначен: благодаря новому министру культуры РБ Аскару Абдразакову, чьи творческие связи в мировом музыкальном пространстве как раз и позволили получить согласие неординарных исполнителей.

Естественно, когда гости хвалят радушных хозяев. Тем не менее было приятно, что участники пресс-конференции отметили высокий профессионализм нашего оркестра и хора, восхищались слаженной работой цехов, в короткий срок изготовивших сложные декорации и множество костюмов.

Что касается новшеств постановки, то выступавшие обратили внимание на некоторые перемены в очередности действий во имя большей целостности и динамичности спектакля, на подготовку «Половецких плясок» по версии Михаила Фокина для дягилевских «Русских сезонов» 1909 года и на стремление как можно точнее к замыслу композитора передать музыкальный текст.

Премьера прошла с успехом. Постановка крепко «сработана» в классических традициях. Мощный хор, прекрасно звучащий оркестр, декорации, сочетающие древнюю иконопись с русским авангардом, высокий профессионализм певцов Раиля Кучукова (князь Игорь), Ильгама Валиева (Владимир Игоревич), отлично срежиссированное второе действие, интересно поставленная сцена «Половецких плясок» — все это, несомненно, сильные стороны спектакля. И все-таки традиционная статичность мешает восприятию. Как тут не сказать о двух ярких образах, которые вписаны исполнителями с удивительным мастерством и эмоциональной наполненностью. Кончак Аскара Абдразакова и князь Галицкий Владимира Тайсаева — это подлинное украшение спектакля.

Алла Докучаева,
газета «Республика Башкортостан» от 10 декабря 2010 года