4 декабря 2010 года
Александр АНИСИМОВ: «Бородин — не Верди, за эмоциями не спрячешься»
Нина Жиленко
Республика Башкортостан
XIII Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» откроется премьерой оперы А. Бородина «Князь Игорь» в постановке известного режиссера Георгия Исаакяна (Москва), с костюмами и декорациями Эрнста Гейдебрехта (Германия). Музыкальный руководитель — главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси Александр Анисимов. Музыкант широчайшего диапазона, он способен охватить необъятное и сочетать, казалось бы, несочетаемое. Как человека потрясающего обаяния, маэстро любят журналисты, а поклонники восхищаются его музыкальным стилем, стилем одежды, называя самым элегантным в своей сфере деятельности. В качестве приглашенного дирижера Анисимов работал со многими театрами мира — от Америки до Японии, от Ирландии до Испании. Не забывал и Россию: Мариинский, Большой и другие театры. И вот на пересечении этих немыслимых для одного человека параллелей и меридианов появилась географическая точка под названием Уфа.
«Я убежден, — считает Александр Михайлович, — значение музыки в жизни человека столь велико, что ее понимают и любят в каждом уголке земного шара. А там, где бываешь, не только сам отдаешь знания и умения, но и получаешь очень много интересного для своей же профессии. Уфимский театр, конечно, отличается от оперного театра
— Александр Михайлович, похоже, у вас особое отношение к музыке Бородина и его опере «Князь Игорь»…
— Я ставил оперу «Князь Игорь» в Хьюстоне,
— Может быть, причина такого отношения музыкантов кроется в том, что сам Бородин не успел закончить ее, над ней работали Глазунов,
— Может быть. А можно сослаться на пример с операми «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского. Там такая же ситуация, тем не менее, эти оперы дирижеры любят, берутся за любую редакцию. А за оперу «Князь Игорь» не хотят браться. Не всякий любит общаться с хором — ведь далеко не все дирижеры были хормейстерами.
— А как вы относитесь к режиссерским вторжениям в оперную классику?
— Известный режиссер Эмиль Пасынков творил собственные, авторские спектакли — с переворачиванием партитур, перестановкой картин, с включением музыки из других произведений. Мой взгляд на свободу режиссера тоже достаточно демократичен. Но, конечно, всему есть предел, режиссерским изыскам в том числе. Что касается партитуры оперы «Князь Игорь», то вы правильно заметили: нет законченной партитуры самого Бородина, поэтому в принципе есть моральное право взглянуть на это произведение
— Каким же будет уфимский вариант?
— Вариант, который мы ставим в Уфе с Георгием Исаакяном, классический, основанный на исследовании летописи, замысла Бородина. Единственное отличие, и, на наш взгляд, интересное, — дробление половецкого акта.
— Обычно в постановках он опускается…
— Мы тоже берем из него только половецкий марш. Я очень люблю объединять, например, «Половецкие пляски» с заключительной картиной оперы. Большая часть публики считает, что после «Половецких плясок» опера заканчивается, и уходит. Плач Ярославны, другие сцены проходят при пустом зале. К сожалению, такая же участь и у оперы «Иван Сусанин»: после польского акта смерть Сусанина, как правило, уже переживать некому. Великий финал «Славься…» слышит полупустой зал.
— Думается, ваша задумка слушателя проймет.
- То, что мы придумали, — это профессиональный ход. Начинаем спектакль не с увертюры, а с пролога. Потом играем увертюру — получается как бы симфонический антракт. За это время делается перестановка декораций. В увертюре звучит тема: князь отправляется в поход вместе с сыном. Так мы не расстаемся с Игорем, а следуем за ним, участвуем в его злоключениях.
— Какое впечатление сложилось у вас о нашем оркестре?
— Я не взялся бы за оперу «Князь Игорь», если бы не знал, что в вашем театре есть все возможности для постановки этой оперы. Ваш оркестр выделяется среди оркестров нестоличных театров. Я хорошо знаю оркестры Урала и Сибири — Казанский, Пермский, Екатеринбургский, Новосибирский, Самарский. У всех одни и те же проблемы, и главная — кадровая. Сильная, талантливая молодежь стремится уехать либо за границу, либо в Москву и Петербург. Ничего с этим не поделаешь! Проблемы одни и те же, но достижения часто более яркие, чем в столице. Просто у музыкантов есть желание выразить себя, содрать с себя все коросты, есть
— Что можете сказать о работе с нашим хором?
— Многие хоры достаточно солидных театров могут позавидовать такому коллективу, как ваш. И особенно хормейстеру, который здесь работает, Эльвире Гайфуллиной. Чувствуется хорошая школа, и этим все сказано.
Беседу вела Нина Жиленко,
газета «Республика Башкортостан» от 4 декабря 2010 года