27 мая 2016 года

"Лебеди" из Башкирии долетели до Парижа

Нина Жиленко
газета "Вечерняя Уфа"

Судьба Галины Георгиевны сложилась так, что она вписала свои страницы в историю двух театров - Таджикского и Башкирского. В общей сложности - четверть века насыщенной сценической жизни. Ведущие партии в балетах классического наследия и современных авторов... Прекрасное владение техникой классического танца, обаяние, музыкальность, оригинальная интерпретация образов... Общение с интереснейшими личностями - артистами, хореографами, педагогами... И сейчас этот богатейший опыт, мастерство щедро передается подопечным. Галина Георгиевна преподает в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева и работает педагогом-репетитором в БГТОиБ.

 

- Галина Георгиевна, у прошедших гастролей, как я понимаю, несколько аспектов. Это и коммерческая сторона, и художественно-профессиональная ценность, и, возможно, презентационная, ведь труппа представляла за рубежом нашу республику. Давайте поговорим о том, что дала поездка артистам, театру, нашему региону?

- Основное, мне кажется, в том то, что наша труппа доказала свою мобильность, способность выдержать длительное напряжение и физическую нагрузку, не теряя при том профессиональных качеств и ценностей. Шестьдесят два представления в течение двух месяцев! Образно говоря, мы выполнили четырёхлетнюю норму по "Лебединому озеру".

- Какие трудности пришлось преодолевать?

- Спектакли всегда проходили после длительного переезда. Приезжаем в очередной город - урок, репетиции, вечером - на сцену. Это требовало максимальной собранности, дисциплинированности, каждый делал всё возможное. Вы только представьте: четыре картины в хореографии Григоровича, всё на пальцах - колоссальная физическая нагрузка. В первое время были сложности, потому что многие артисты заболели, температурили. Акклиматизация то была или, может быть, вирус?.. И всё равно ребята работали.

Были огромные площадки, мы освоили новое сценическое пространство, приобрели ценный опыт. Непосвященному кажется: какая разница - больше или меньше сцена! Но нет, это другие размеры, другое ориентирование в пространстве и ещё много тонкостей.

- Чтобы с этим справиться, нужна идеальная организация...

- Она, можно сказать, такой и была. Все держится на жесткой дисциплине. Четко организована перевозка, монтировка декораций. Проблем с полом, что чрезвычайно важно для нас, никогда не возникало. Для перевозки - несколько автобусов. Под балет, оркестр, а для монтировщиков и техников - автобус двухэтажный. Монтировщики, среди которых был наш Роберт Шайхлисламов, работали с большим напряжением, ночами не спали. Собирали, разбирали декорации, причем нисколько не усеченные, полноценные, как на стационаре. Вся команда слаженная, опытная, с Арменом Карапетяном не один год. У него высокие требования и к творческому составу, и к техническому. Эта фирма работает именно с большими помещениями, настоящими дворцами.

- Значит, и зрителей соответственно собиралось немало?

- Не менее трёх-четырех тысяч, практически всегда был аншлаг. Иногда давали, как мы говорим, двойники, то есть спектакли утром и вечером. В итоге посчитали - получилось, что мы собрали за это время сто двадцать пять тысяч зрителей не менее чем в пятидесяти городах. Такого ещё не было! Встречались особо важные площадки, например, Дворец конгрессов в Париже. Зал вместил около четырёх тысяч человек. Атмосфера удивительно теплая и приятная. Приезд генерального директора нашего театра Ильмара Разиновича Альмухаметова на это самое ответственное выступление, естественно, поднял настроение, но и добавил волнения. Труппе было приятно, что ему пришлось услышать только добрые слова о наших гастролях.

- Отдельной строкой, пожалуйста, об исполнителях...

- Главные партии исполняли приглашенные солисты Национальной Оперы Украины имени Тараса Шевченко Наталья Мацак и Денис Недак. Некогда они были гостями нашего Нуреевского фестиваля. Танцевали в "Лебедином озере" и "Дон Кихоте". Прекрасно сложенная, гармоничная пара, они продемонстрировали добротную технику, темперамент, нашли общий язык с уфимцами. Другая пара - Катерина Козаченко, тоже из Киева, а её партнер из Минска - Игорь Оношко. Это кадры Армена, он давно сотрудничает с ними. Теперь Карапетян узнал нашу труппу, пленен Гульсиной Мавлюкасовой, отметил её талант и мастерство. Признался, что не подозревал, какого высокого уровня балерины есть в Башкортостане. Можно предположить, что с этим будут связаны планы опытного импресарио. Женский балет проявил себя на высочайшем уровне. Софья Гаврюшина, Лилия Зайнигабдинова, Софья Доброхвалова, Адель Овчинникова, Софик Хачатрян - все они продемонстрировали и мастерство, и свою индивидуальность. Злого гения мощно танцевали Олег Шайбаков и Сергей Бикбулатов. Вообще, все наши артисты работали по максимуму и достойно. Партию шута исполняли приглашённые солисты - Виктор Томашек из Одессы, Константин Героник из Минска, Андрей Сорокин из Екатеринбурга. Все мастеровитые, технически сильные, лауреаты международных конкурсов, поэтому нашим интересно было посмотреть с точки зрения профессионального мастерства, чему-то поучиться, что-то перенять. Другая школа, другие технические приёмы - это всегда полезно взять в творческую копилку.

- При столь плотном графике была возможность ближе познакомиться хотя бы с одной из стран?

- Если сейчас меня попросят сказать что-нибудь о Франции, я не смогу этого сделать. Мы видели ее из окна автобуса. Общения со зрителями практически не было, потому что после известных терактов там строгие ограничения. Но всюду есть страстные балетоманы! Через монтировщиков, рабочих сцены передавали буклеты, чтобы артисты оставили автографы. Иногда поджидали нас у входа, говорили теплые слова, даже коробочки конфет преподносили. Проходя мимо нашего автобуса, выказывали знаки восхищения. Это поднимало настроение, мы чувствовали, что наши выступления нашли отклик в сердцах зрителей. Приём спектаклей был хороший. Почти всегда три раза, иногда четыре, закрывали и открывали занавес. Можно было и ещё поддаться на аплодисменты, но, честно говоря, просто уже недоставало сил. Турне освещалось в прессе, был даже снят небольшой фильм - его показывали по телевидению. Артисты выставляли фотографии в Инстаграме, Фейсбуке...

- Удавалось почувствовать публику?

- Каждый город по-разному принимал, но в конце спектакля всегда бурно благодарили. Особенно реагировали на массовые кордебалетные сцены, которые в "Лебедином озере" не просто красивы, а обладают некой магической силой, и это никого не оставляет равнодушным. Лев Иванов, Мариус Петипа - выдающиеся мастера, и в оригинальной, динамичной подаче Юрия Григоровича женский кордебалет производит потрясающее впечатление даже на искушённых людей. Особенно тепло принимали в Бордо, где есть свой балетный театр и зрители понимающие, в Марселе и, конечно, в Париже.

- Обычно в таких турне используют фонограмму...

- А мы танцевали под живую музыку! Оркестром дирижировал Вадим Никитин. Начинал он в Мариинском театре, теперь свободный художник. Второй год в команде Армена. Перед нами работал с Челябинским театром, который привозил балет "Щелкунчик". У челябинцев было несколько спектаклей под фонограмму, а у нас ни одного. Это же своего рода нерв и пульсация в спектакле, под живую музыку восприятие совсем другое. В оркестре музыканты европейские, из разных стран, много было из Венгрии.

- Если судить по гамбургскому счёту, то как можно оценить художественную ценность выступлений?

- Все спектакли прошли достойно - на хорошем профессиональном уровне, мы держали марку Башкирского балета, который не раз гастролировал за рубежом, но впервые выступил под собственным брендом. Башкортостан и его столица для всего мира связаны с именем Рудольфа Нуреева. Мы доказали своим искусством, что чтим память о великом земляке. Пусть все знают, какой в Уфе высокопрофессиональный балет! Хочется, пользуясь случаем, поблагодарить труппу. Наши с большим пониманием относились ко всем ситуациям, шли навстречу, если кто-то приболел и требовалась замена, все помогали друг другу, работали с полной отдачей. Костяк нашего балета сплоченный, позитивный, на этих ребят всегда можно положиться.

- Какие-то передышки были?

- Времени для отдыха оставалось мало. Ребята подсчитали, что в автобусе мы провели более семи суток. Должны сосчитать, сколько километров проехали по Франции. Думаю, цифра будет ошеломительной. К тому же нам не повезло с погодой - холодно, весна в Европе затяжная... Но в конце гастролей нам дали выходной, отвезли в Париж, и мы смогли хотя бы бегло познакомиться с достопримечательностями - Эйфелева башня, Мулен Руж, Монмартр, Елисейские поля, Триумфальная арка... Вволю нафотографировались. Особое впечатление произвёл Нотр-Дам. Сразу окунаешься в историю, вспоминается, конечно, "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго и знаменитый балет по этому роману "Эсмеральда", который шел у нас в театре, где блистали выдающиеся балерины Зайтуна Насретдинова и Гузель Сулейманова. Когда узнали, что на обратном пути сутки придется сидеть в Стамбуле, многие чуть не плакали от расстройства, так хотелось домой. Но этот день оказался счастливым. Стамбул произвёл потрясающее впечатление своей ярко выраженной самобытной мусульманской культурой, архитектурными памятниками, мечетями - Айя-София, Голубая, Сулеймана Великолепного... А еще какой-то спокойной, даже душевной атмосферой, в отличие от шумных, суетливых европейских городов... Турки ничего не уничтожают, сохраняют всё, связанное с историей, культурой.

- Как сейчас чувствуют себя артисты?

- Идет акклиматизация... В мае были запланированы сложные, ответственные спектакли - "Щелкунчик", "Спартак", "Бахчисарайский фонтан", "Анюта". График насыщенный, репетиций много. Непросто входить в репертуар, сейчас легко было бы станцевать "Лебединое озеро"... Но очень соскучились по родной сцене, а дома, как известно, и стены помогают, танцуется по-другому, больше внутренней свободы и раскованности.

Источник: здесь