4 февраля 2016 года

«Геракл» впервые в Уфе. Интервью с Яном Лейше


Уфимские ведомости

Победа над Цербером, чистка Авгиевых конюшен – все это, без сомнения, можно воплотить на современной сцене. Однако опера немецкого композитора эпохи барокко Георга Фридриха Генделя «Геракл» посвящена не «экшну» древнегреческого мифа, а взаимоотношениям Геракла, то и дело покидающего семейный очаг ради очередного подвига, и его жены Деяниры, демону ревности к принцессе Иоле, сжигающему ее душу, - словом, взаимоотношениям мужчины и женщины. Изменились ли они с древних времен?
Первую сценическую версию «Геракла» в России ставит знаменитый режиссер, лауреат «Золотой маски» Георгий Исаакян. О своей главной роли в постановке и не только «УВ» рассказал солист Башкирского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов Ян Лейше.

- Сейчас принято ставить классические оперы в «современных», стилизованных костюмах. А как будет у вас?
- Первый акт – современные одеяния, второе – стилизация под Древнюю Грецию. Чтобы подчеркнуть связь времен.

- Как складывается ваша работа с Георгием Исаакяном?
- Я уже участвовал в его постановке комической оперы Моцарта «Так поступают все женщины». Замечательно, что у него (в отличие от некоторых других режиссеров) уже есть конкретное представление о характерах героев.

- Чем интересна ваша вокальная партия?
- Из старинной музыки я раньше пел только отдельные арии, но не целую оперу. С технической стороны это очень сложно: другое дыхание, посыл звука; все нужно делать очень тонко и точно. Я долго работал над этой партией – как и все мои коллеги.

- Не создается ли у артистов оперы ощущение, что они живут в окружении совсем другой музыки? Как работать над этой ситуацией? Может быть, поставить мюзикл?
- На самом деле любителей оперы довольно много. Что касается мюзиклов… Раньше я работал в другом театре, где они ставились. С одной стороны, аплодисменты, радость зрителя – это всегда приятно, с другой – уходя со сцены, я думал: «И вам это нравится?». Как говорят, есть два пути развития театра: либо опускаться до уровня зрителя, либо поднимать его до своего. Я считаю, что публика должна наслаждаться не водевильными поворотами сюжета, а, прежде всего, прекрасной музыкой. И ее – то есть оперу - нужно усиленно рекламировать. Могу сказать, что в последнее время наш театр этим занимается.

- Значит, любите только классику?
- Дома у меня постоянно – как фон – играет легкая джазовая музыка. Чтобы расслабиться, отвлечься…
- Кто-то скажет, что в кризисные времена не до искусства… Но человеку всегда нужна пища для души, что-то, что бы его воодушевляло…
- Согласен. И, насколько я знаю, тяжелые времена в нашей стране – революция, военные годы, к примеру – всегда сопровождались расцветом искусства.

- А вас какие партии больше всего воодушевляют? Может быть, споешь партию злодея – и настроение падает?
- Больше всего радуюсь, когда чувствую: «выложился» по полной, проявил все свои способности. И почувствовал отдачу зала. Вот это – счастье и воодушевление.

- Как вы стали артистом оперы?
- Моя мама работала в музыкальной школе, и я в ней занимался. Потом учился в кадетском училище. Там на песенном конкурсе меня заметил солист Красноярской оперы и предложил подготовить к поступлению в музыкальное училище. Это означало коренную перемену планов на жизнь, но я ни о чем не жалею!

- А вы не опасаетесь демона ревности?
- Я - за разумный подход. Ревность означает недоверие к любимому человеку. Или неуверенность в себе. Надеюсь, в моей жизни ее не будет.