27 октября 2016 года

Олег Рачковский о сотрудничестве с театром

Маргарита Гареева

Олег Давыдович, какова история Вашего творческого сотрудничества с Юрием Николаевичем?
Она началась с впечатления, необычайного по силе и красоте. Будучи совсем молодым – в 1959 году – Юрий Николаевич впервые приехал в Большой театр, чтобы поставить «Каменный цветок». Нас, артистов балетной труппы, Григорович сразу восхитил тем, как замечательно он нам всё показывал. Каждого персонажа, неважно – женского или мужского. Я был занят в роли Торговца и с удовольствием танцевал его, как в дальнейшем и другие партии этого балета.
Юрий Николаевич внёс в работу невероятный энтузиазм. Со страстью, с остервенением мы кинулись в новый балет, сразу почувствовав, как он прекрасен. Буря, да что там – шквал! Вся труппа горела огнём, трудилась с потрясающей самоотдачей. «Каменный цветок» имел колоссальный успех и резонанс: как у нас, так и за границей.
Затем Юрий Николаевич приехал к нам накануне 1964 года: ставить «Спящую красавицу». В этот раз он меня заметил и дал мне роль принца Фортюне, чему я был несказанно счастлив. Я очень благодарен Юрию Николаевичу за то, что он и в последующем занимал меня во всех своих балетах, поручая мне всё, что было в моих возможностях.
А потом свершилось грандиозное событие: Юрий Григорович стал главным балетмейстером Большого театра! Его замечательные балеты шли один за другим: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак». Именно они тогда решили судьбу театра, подняв его на большую высоту. Жизнь в Большом стала невероятно интересной и насыщенной. Все мы были счастливы, а я особенно.
Я всегда был влюблён в творчество Григоровича. С самого начала мне нравились его стилистика, хореография, герои, разрешение ситуаций и конфликтов. Всё это было очень интересно и заставляло многого добиться. Конечно, возникали трудности, что-то не выходило – но со временем получалось, давая рост артистам и театру. В балетах Юрия Николаевича мечтали танцевать все прима-балерины и премьеры.
Под руководством Григоровича я прошёл весь свой путь танцовщика. А вскоре после того, как я вышел на пенсию, в моей квартире раздался телефонный звонок. «Это Григорович», – прозвучало в трубке. Я онемел. «Да, Юрий Николаевич?». А он мне говорит: «Не хотели бы Вы поехать со мной в Болгарию ставить «Щелкунчика»?». Я отвечаю: «Я? С Вами? На край света!».
Юрий Николаевич взял меня в качестве репетитора, не зная, что я представляю собой в этой профессии. Он решил попробовать меня сразу в Болгарии. Мы поставили «Щелкунчика», и успех был грандиозным. Театр, до этого посещаемый крайне мало – вплоть до отмены спектаклей, – пришлось оцеплять милицией: так рвалась публика на балет Григоровича, сметая пункты контроля на своём пути. Произошла очередная революция Юрия Николаевича: он ведь всюду вносил новую, сильную струю.
Григорович увидел, что я могу быть репетитором, и стал приглашать меня везде. Прежде всего – в Уфу. Юрий Николаевич уже поставил там «Тщетную предосторожность» и «Дон Кихота», меня же вызвал для постановки «Щелкунчика» в 1995 году.
После «Щелкунчика» мы поставили в Уфе «Лебединое озеро» – получился замечательный спектакль, оправдавший все возлагаемые на него надежды. «Лебединое озеро» шло с величайшим успехом, с ним мы объездили всю Америку. С уфимской труппой я работал над «Корсаром» и «Спартаком». Сейчас мы пришли к феноменальному балету Григоровича, к балету-шедевру – «Легенде о любви».
Сам Юрий Николаевич обычно приезжает за одну-две недели до премьеры. Он всегда привносит в работу свои коррективы и уточнения. Наша задача – успеть их реализовать и довести спектакль до нужного уровня.

Почему «Легенда» является общепризнанным шедевром?
Этот спектакль сочетает в себе замечательную музыку Арифа Меликова, прекрасную пьесу Назыма Хикмета, гениальную сценографию Симона Вирсаладзе, который всегда был рядом с Юрием Николаевичем. И, конечно, потрясающую хореографию Григоровича – она стала новым открытием в мировой истории балета.

В чём же заключается новаторство?
В очень драматичном решении темы. Здесь все любят, но Ферхад и Ширин – взаимно, а Мехмене и Визирь – без ответа. Это балет о любви в разных проявлениях, каждое из которых гениально представлено Юрием Григоровичем. На сцене потрясающе выражены страдания Мехмене Бану, мучения Визиря, его власть и его служение царице. Безграничное чувство Ферхада и Ширин, которые олицетворяют собой любовь ничуть не меньше, чем Ромео и Джульетта.
И всё это показано средствами хореографии, через танец! Сюжет полностью решён действием, в котором у каждого персонажа – свой уникальный пластический язык. Главные герои, придворные, народ, видения, вода... Все они абсолютно разные и все они взаимодействуют: конфликтуют или вступают в союзы. Это поразительный балет!

Олег Давыдович, а Вы сами танцевали в «Легенде о любви»?
Да, в московской премьере 1965 года Юрий Николаевич занял меня в Четвёрке Юношей. Он не поставил меня в массу, а поручил мне сольную партию, за что я ему бесконечно благодарен. До конца моей службы в Большом театре и за границей я всегда исполнял эту замечательную роль с любовью и счастьем.

Как меняется балетная труппа уфимского театра с течением времени?
Безусловно, в положительную сторону. Артисты становятся творчески сильнее, танцуют всё лучше. В балет приходит больше людей, что позволяет нам избегать сокращений – как это было, например, при постановке «Щелкунчика». Словом, за те годы, что я знаю уфимскую труппу, она выросла количественно и качественно. С ней стало интереснее работать.

А что Вы можете сказать об уфимской публике?
Публика здесь – тёплая, горячая. Очень хорошо воспринимает балет. Мне нравится её приём: каждый раз возникает содружество артиста и зрителя. Это взаимодействие в театре необходимо.

Попадая на репетиции, понимаешь, что артистам балетной труппы очень тяжело физически. Неужели путь танцовщика всегда таков: через преодоление и полную самоотдачу?
Да. Балет – сложнейшее искусство. Если в спорте имеет место колоссальная физическая нагрузка, то в балете к ней прибавляются ещё и музыкальный, актёрский, эмоциональный компоненты. Один только дуэтный танец, где надо держать и поднимать даму, ставит массу задач.
Артист балета с малолетства приучается к труду, он почти не имеет детства. Его удел – пот и кровь. Но этот тяжкий труд воспитывает личность, формирует её. 

Должен ли артист балета обладать какими-то особыми внутренними качествами?
В балете всё определяет любовь. Если человек любит свою профессию, то он преодолеет трудности и будет хорошо танцевать.

Деятели балетного искусства говорят, что до «Легенды о любви» нужно вырасти. Это относится только к технике танцовщиков, или имеется в виду также и личностный, духовный рост? 
Это относится, в первую очередь, к способности артистов выполнять сложные творческие задачи. Им предстоит освоить стилистически новую хореографию, а также все те компоненты, что я уже перечислил: музыкальный, актёрский, эмоциональный.
В общем-то, в любом балете перед танцовщиками встаёт круг проблем, которые нужно разрешить. А в балетах Юрия Николаевича – особенно.